• 0

Китай и США: экономическое соперничество и его влияние на транснациональные компании

На прошлой неделе Торговая палата США организовала онлайн-форум, посвященный восстановлению мировой экономики. Стивен Хэдли, советник по национальной безопасности при президенте Джордже Буше, привлек торговое сообщество своим заявлением о том, что американские компании, работающие в КРН, должны разработать планы по выходу с китайского рынка на случай обострения политической напряженности между странами.


В противном случае, по словам Хэдли, они будут вынуждены идти на этические компромиссы, которые наверняка вызовут недовольство сотрудников, акционеров или клиентов.


Соперничество между двумя сверхдержавами обостряется по многим направлениям, в том числе в военном, технологическом, экономическом и правозащитном секторах. Похоже на то, что власть и влияние США постепенно ослабевают, а то время как китайская модель государственного контроля над экономикой и обществом укрепляет позиции.


Экономический конфликт проявляется в частности в том, что Китай стремится стать лидером в таких высокотехнологичных областях, как производство электромобилей и аккумуляторов, робототехника, искусственный интеллект.


Торговая война, которая велась между КНР и США при администрации Трампа, заставила многие американские компании задуматься о диверсификации и выведении производственных мощностей за пределы Китая. Сбои в цепочках поставок в результате пандемии только укрепили желание американских предпринимателей избавиться от зависимости от Китая в экспортном производстве.


Транснациональные компании должны тщательно отслеживать политическую ситуацию в Китае и разработать планы на случай непредвиденных обстоятельств. По мнению Стивена Хэдли, они должны быть готовы переместить людей и производственные мощности в другие страны, если требования Китая к иностранным предприятиям будут противоречить интересам и ожиданиям американского правительства.


На американские компании в Китае оказывается давление с целью вынудить их занять определенную позицию по идеологическим вопросам, таким как новый закон о национальной безопасности в Гонконге или обращение с уйгурами в западной провинции Синьцзян.


Но высказываться по политическим вопросам – это в любом случае проигрышный вариант для американских предприятий в КНР. Любые комментарии вызовут недовольство либо у китайских властей, либо у правительства США.


Другая проблема заключается в том, что китайское правительство использует ресурсы американских компаний в своих целях. К примеру, Apple теперь хранит данные китайских клиентов на серверах, управляемых китайским государственным облачным сервисом, так что правительство КНР может получить доступ к данным пользователей Apple в Китае.


От Tesla потребовали, чтобы личные данные с автомобильных датчиков, использующихся в КРН, хранились на территории государства, поэтому компания вынуждена открывать новые центры обработки данных в КНР.


Таким образом, американским компаниям в КНР часто приходится исхитряться, чтобы вести свой бизнес в соответствии как с китайским, так и с американским законодательством.


Шарлин Баршефски, которая была торговым представителем США при президенте Билле Клинтоне и выступила одним из главных архитекторов соглашения, позволившего Китаю вступить во Всемирную торговую организацию, на форуме поддержала позицию Стивена Хэдли. По мнению Баршефски, на те случаи, когда исхитриться и угодить обоим государствам одновременно не получится, компании должны иметь готовый план по перемещению мощностей без значительных сбоев.


Баршефски также заявила, что для компании нет ничего более вредного, чем репутационный риск, перед лицом которого не стоит беспокоиться даже о возможных убытках, связанных с перемещением.


Источник: goodlogistics

08.06.2021 13:16
Якщо знайшли помилку - повідомте нам, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter