Днепр может обмелеть уже к 2030 году

Днепр может обмелеть уже к 2030 годуДнепр, третья по площади бассейна и четвертая по длине река Европы, серьезно болен и экстренно нуждается в спасении. Бьют тревогу не только экологи — к неутешительным выводам в ходе проверок приходят также контролирующие и правоохранительные органы. Завершая летний сезон, «Сегодня» выяснила, какое будущее может ждать главную реку Украины.
«ВЕЧНЫЙ МЕРТВЫЙ СЕЗОН». Еще 20—25 лет назад на главной водной магистрали можно было увидеть сотни грузовых и пассажирских судов. Сегодня в бассейне Днепра — только редкие яхты, катера да слегка подреставрированные прогулочные теплоходики, чудом уцелевшие с советских времен.
«Сердце кровью обливается, — вздыхает у штурвала старый капитан, отдавший Днепру 30 лет работы. — Когда-то здесь днем и ночью ходили суда с углем, щебнем, песком, а в конце лета — начале осени — груженые отборными херсонскими арбузами и дынями. Курсировали суда класса «Река — море», танкеры, буксиры с баржами. Сейчас их днем с огнем не найти. Только земснаряды песок добывают. Давно нет и пассажирских «Метеоров», «Ракет» на подводных крыльях — говорили, морально устарели и неэкономичны, поэтому продали за границу. Но там они до сих пор работают. А у нас — мертвый сезон! И ведь речной транспорт один из самых недорогих, но никому, видимо, это не нужно, раз главную реку пустили на самотек».
То, что это недалеко от истины, подтверждает и неудовлетворительное техническое состояние шлюзов, дамб на водохранилищах. По весне, в половодье, возрастает градус общественного интереса к проблемам затопления прибрежных территорий вследствие таяния снега, переполненности водохранилищ, прорыва дамб из-за многочисленных повреждений в бетоне.
ВРЕД. Из года в год ухудшаются экосостояние реки и качество воды — об этом свидетельствует мониторинг и анализ результатов гидрохимических исследований, проводимых специалистами Днепровского бассейнового управления водных ресурсов. Превышение предельно допустимых концентраций наблюдается по содержанию железа, марганца, фосфатов, прочих вредных для здоровья человека веществ.
Казалось бы, парадокс: судоходства на реке почти нет, многие промпредприятия, расположенные вдоль берегов Днепра, работают вполсилы, но вода не соответствует сантребованиям, а ее химсостав включает немало элементов таблицы Менделеева.
«Это объясняется огромными объемами сбросов в водные объекты загрязненных промышленных и коммунальных стоков, — констатирует начальник отдела представительства интересов граждан и государства в судах Днепровской экологической прокуратуры Татьяна Шокина. — Год от года в бассейн Днепра сбрасывается более 600 млн куб. метров загрязненных сточных вод, а это ни много ни мало — шестая часть от всего объема сброса в государстве! Прежде всего, следует говорить о предприятиях столицы, Киевской, Днепропетровской, Запорожской областей. Очистными сооружениями сети дождевой канализации не обеспечены в Киевской, Полтавской, Херсонской областях».
Но и там, где воду забирают у нашей главной реки для нужд народного хозяйства — в первую очередь, в энергетике, орошении земель, жилищно-коммунальном хозяйстве, ее не научились рационально использовать.
«Ежегодно из Днепра в ключевые сферы национальной экономики поступает свыше 10 млрд куб. м воды. Но при транспортировке теряется почти 15% этих объемов, — дополняет начальник отдела защиты прав граждан и интересов государства в экологической сфере Днепровской экопрокуратуры Алина Сапрыкина. — По оценкам специалистов, Украина остается наименее обеспеченной среди стран Европы водой: на одного жителя у нас в бассейне Днепра приходится в 5 раз меньше местных ресурсов, чем в среднем в ЕС — 1,1 тыс. куб метров против 5 тыс. у них. Это то, что называется антропогенной нагрузкой, и тенденции ее роста на душу населения — не в нашу пользу».
Не менее злободневны проблемы цветения днепровской воды, самовольной застройки прибрежной полосы (некоторые умудряются даже огородить свои участки со стороны реки многометровой колючей проволокой-путанкой наподобие той, которой оборудованы колонии для зеков), захвата земли, что приводит к подмыванию берегов, а также изменению русла реки, следовательно, к уничтожению нерестилищ и, в конечном итоге, серьезному истощению рыбных запасов и исчезновению некоторых видов рыб. По словам эколога Владимира Борейко, «в Днепре стало значительно меньше щуки, сома, судака, а налим и золотой карась занесены в Красную книгу, и если все оставить как есть, о рыбе можно будет забыть».
ПЛАНЫ БЕЗ ДЕНЕГ. В связи с таким положением дел правомерно задаться вопросом: нужен ли Днепр вообще, и если нужен, то кто у него хозяин?
«Исходя из необходимости немедленного спасения главной водной артерии страны, на законодательном уровне принята Общегосударственная целевая программа развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр до 2021 года, — отмечал на недавней коллегии прокурор Днепровской экопрокуратуры Александр Галкин. — Заложено ее финансирование на сумму почти 46 млрд гривен... Но на практике в большинстве регионов местные программы развития водного хозяйства в соответствии с Общегосударственной программой не скорректированы. Для обеспечения их выполнения средства в бюджетах не предусмотрены... В ряде областей программы разработаны несвоевременно... Как следствие — не соблюдаются сроки выполнения Общегосударственной программы, которой на 2013 год предусмотрено из местных бюджетов 575 млн грн».
Правоохранительные и контролирующие органы отмечают и критическое состояние основных фондов водохозяйственного комплекса, в частности, чудовищную изношенность канализационных очистных сооружений, которая в некоторых областях зашкаливает за 60% и более. В ряде регионов информация о техсостоянии таких объектов отсутствует напрочь, не проводится и их инвентаризация.
Это притом, что именно инвентаризацию (то есть, учет канализационных и очистных сооружений в регионах) контролеры называют одним из условий эффективного внедрения рассчитанной до 2020 года еще одной Общегосударственной целевой программы — «Питьевая вода Украины». По этому поводу в ГПУ замечают: «Сначала нет средств на модернизацию и реконструкцию действующих сооружений, а потом не будет на очистку водных ресурсов. Замкнутый круг».
Некогда погоду на Днепре безоговорочно диктовал «Укрречфлот» — акционерная судоходная компания. Сегодня она не имеет лидерских позиций на рынке перевозок. В «Укрречфлоте» комментировать ситуацию не захотели. В Мининфраструктуры, куда мы также обратились за комментариями о будущем Днепра, обещали направить ответ, однако к моменту сдачи номера он не поступил. Что же касается Днепровской экологической прокуратуры, чьи полномочия распространяются на Киев и несколько регионов Украины вдоль нашей многострадальной реки, то эту структуру скоро... сократят.
Из досье о Днепре
Длина Днепра — 2201 км (в Украине — 954 км). Четвертая по протяженности река в Европе. Ее бассейн насчитывает 60 средних и 15,3 тыс. малых рек общей протяженностью 67 тыс. км. Глубина достигает 30 м. Воду из главной реки Украины потребляют свыше 30 млн человек. Орошается 1,5 млн га засушливых земель. ГЭС вырабатывают 10 млрд кВт-ч электроэнергии. Днепр пересекает 9 областей, где находится 28 городов. Площадь прибрежных защитных линий составляет 45 тыс. га. На реке 6 водохранилищ: Киевское, Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское, Каховское, — и 5 уникальных межотраслевых каналов — Северо-Крымский, Главный Каховский магистральный, Ингулецкий, Днепр—Донбасс, Днепр—Ингулец. В бассейне Днепра сосредоточено 43% промышленного производства страны. Чрезмерная антропогенная нагрузка привела к полной трансформации 75% первичных природных ландшафтов территории бассейна, 60% которой распахано, 35 — подвергнуто эрозии, 10% отдано под орошение и осушение.
Прокурор: терпение реки когда-нибудь иссякнет
Луиза Яковлева, заместитель Днепровского экологического прокурора:
«Колоссальный вред Днепру причиняет самовольная застройка прибрежной территории. Последние лет 10 она приобрела массовый характер. Это приводит не только к подмыву берегов, разрушению береговой линии, но и к изменению русла, дна реки, изменению биоресурсов, ухудшению качества воды. Или взять другой аспект — зоны отдыха. По заключению органов санэпидстанции, в столичном Гидропарке без риска для здоровья купаться можно лишь на одном пляже, остальные не соответствуют санитарным нормам и правилам. Тут масса претензий к коммунальщикам, в ведении которых эти пляжи находятся, к местным органам власти, самоуправления, санстанции. Согласно изменениям в Закон о прокуратуре, субъекты хозяйствования мы можем проверять только при наличии подтверждения явных нарушений законодательства. Санстанция же, как контролирующий орган, имеет право выходить лишь на плановые проверки. Внеплановые она обязана согласовывать с министерством. Такой порядок продиктован заботой об уменьшении давления на предпринимательскую деятельность. Но на практике это часто оборачивается тем, что нарушители чувствуют безнаказанность и выходят сухими из воды. Терпение Днепра может когда-нибудь иссякнуть, и добром это явно не кончится...»
Эколог: вред наносят новые порошки с фосфатами
Владимир Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра:
«Реку загрязняют не столько промышленные предприятия, сколько бытовые стоки. Появляются новые моющие вещества, которые в огромных количествах используется населением: те же стиральные порошки на фосфатах, к примеру. На них нет стандартов, и закон их не видит. Эти фосфаты массово попадают в Днепр. Вода начинает цвести, гниющие водоросли приводят к гибели рыбы, которой нечем дышать. Рыбные запасы сокращаются катастрофически. Такое не может продолжаться бесконечно.
Еще одна системная угроза — старение гидротехнических сооружений, разрушение бетонных плотин. Большинство ГЭС сооружались в рекордные сроки, с нарушениями технологии, в ущерб качеству. Настанет время «Ч», когда плотины не выдержат.
У нас нет государственной политики, при которой строительство в прилегающей к Днепру зоне даже одной дачи расценивалось бы как угроза экобезопасности всей системы. Вдоль Днепра живет 30 млн населения. Превращая реку в подобие канализационной трубы, мы через 10—15 лет дойдем до того, что Днепр начнет пересыхать, наступит точка невозврата, и живая артерия превратится в зловонную сточную канаву. Скупой платит дважды. Но ни на одну экопрограмму средств в полном объеме не выделяется, а на некоторые их нет вообще. К 2030 году Украина окажется в зоне колоссальной экологической катастрофы, связанной с умершим Днепром».
Анатолий Яцык, директор Украинского НИИ водохозяйст-венно-экологических проблем:
«На мой взгляд, все беды Днепра происходят не от того, что у него нет хозяина, а от того, что у него их слишком много. А к обязанностям своим горе-хозяева относятся лишь бы как. У меня на эту тему есть публикации, книги, но те, кого это конкретно касается, их, к сожалению, не читают. Друг на друга только перекладывают ответственность, и все. Самая главная задача — чтобы Днепр стал чистым. Это вопрос выживания. Природой нельзя пренебрегать — чревато серьезными последствиями. Какими они могут быть, точно спрогнозировать невозможно. А здоровье стоит очень недешево. Поверьте моему опыту: прошел от рядового инженера до заместителя министра, академика, и знаю, о чем говорю».
Александр Ильченко
03.09.2013 13:35
Якщо знайшли помилку - повідомте нам, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter