• 0

Петр Порошенко сломал коррупционную схему сертификации автомобилей

Как известно, сертификация продукции – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Сертификация дорожных транспортных средств, а именно автомобилей, привезенных из-за границы – одна из отраслей, где украинские чиновники пытаются заработать.
Опустим таможенную волокиту и перейдем к сути. Такой автомобиль должен явиться в государственный орган по сертификации и в специальной аккредитованной лаборатории пройти испытания согласно требованиям стандартов. Такие испытания проводятся в более расширенном объеме, чем при техническом осмотре. Это должно пресечь попадание на территорию Украины опасных для жизни водителя и пешеходов автомобилей. Получая на руки сертификат соответствия на транспортное средство, заказчик должен быть уверен, что он уедет на технически исправном авто.
Но, с некоторых пор, такая благородная миссия, как подтверждение соответствия продукции, превратилась в заработок «сильных мира сего», изменившись до неузнаваемости. Такой коррупции она не знала еще никогда.
Так, вокруг Министерства экономического развития и торговли в Украине, а именно вокруг сертификации автомобилей начали развиваться широкие коррупционные схемы – с якобы «помощью» группы должностных лиц, занимающих высокие позиции в системе сертификации. Речь идет о Генеральном директоре Украинского научно-исследовательского и учебного центра проблем стандартизации, сертификации и качества (УкрНИУЦ) Олеге Кононеко и сотруднике УкрНИУЦ г-не Милашенко.
Реестр УкрСЕПРО, которым руководит г-н Кононенко, обязан регистрировать сертификаты соответствия согласно национальному стандарту ДСТУ 3415-96 «Система сертификации УкрСЕПРО. Реестр системы» в установленный 10-дневный срок для регистрации сертификатов соответствия на транспортные средства и для дополнительной экспертизы на предмет правильности оформления этих сертификатов. Здесь стоит упомянуть, что в течение предыдущих 15 лет функционирования системы сертификации в Украине предельный срок регистрации сертификатов составлял сутки (и не больше) с момента поступления информации от органов по сертификации в Реестр.
Однако реестр УкрСЕПРО работал вовсе не в соответствии с действующим законодательством, а согласно единоличным распоряжениям г-на Кононенко и г-на Милашенко, из-за которых происходило искусственное затягивание сроков регистрации указанных сертификатов в Реестре УкрСЕПРО.
Устанавливались разные сроки такой регистрации – в зависимости от того, связаны ли органы сертификации с вышеуказанными личностями. Например, для тех, кто работал по их схемам, а именно для ГП «УкрНИУЦ», ООО «УКР-ТЕСТ-СТАНДАРТ», ГП «Ривнестандартметрология» и ГП «Хмельницкстандартметрология» этот срок составлял несколько часов, для других же органов сертификации он мог затянуться на 25 и более дней. Все это, естественно, приводило к несвоевременному таможенному оформлению транспортных средств и передачи их потребителям. Как следствие, автопроизводители и автоимпортеры должны были нести значительные материальные потери, которые впоследствии переносились на потребителей.
Неизвестно, сколько бы продолжалось действие такой схемы, если бы не приказ Минэкономики. Так, с 17 октября этого года срок регистрации сертификатов соответствия на дорожные транспортные средства в Реестре государственной системы сертификации УкрСЕПРО сокращен с 14 до 3 суток. Отныне обеспечение внесения сведений в Реестр должно происходить в течение трех суток с момента поступления документов.
Однако принятию этого важного для бизнеса в разрешительной системе решения предшествовала почти полугодовая борьба. И лишь после того, как этим вопросом заинтересовался Министр экономического развития и торговли Петр Порошенко, который провел совещание с участием работодателей, было положено начало его урегулированию. И еще через месяц, Минэкономразвития издало приказ, который сократил срок регистрации сертификатов УкрСЕПРО более чем в четыре раза.
Таким образом, есть надежда, что ситуация со искусственным затягиванием сроков в будущем не повторится, и Минэкономики будет продолжать ликвидировать подобные коррупционные проявления, твердо отстаивая свою позицию, так как в конечном результате за все махинации чиновников приходится расплачиваться из собственного кармана гражданам Украины.

Виктор Семенов Экономические известия
27.11.2012 12:15
Якщо знайшли помилку - повідомте нам, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter