Установка черкасского ученого помогла голландцам поднять затонувший "Курск"

Герои живут среди нас, а мы порой и не догадываемся об этом.
На днях мне потребовалась консультация давнего приятеля Василия Твердохлеба, с которым в 90 – е годы работал в знаменитом тогда черкасском НПО «Ротор». Он тогда начинал разработку гидроабразивных установок. Мне теперь потребовалось узнать - можно ли их применить для решения одной важной задачи.
До того, как заняться гидроабразивными установками, Твердохлеб видел, как мы с моим заместителем В.А. Гончаренко отрабатывали на «Роторе» технологию декорирования плоских стекол пескоструйной обработкой. До нас ее осуществляли струей воздуха с песком через бумажный трафарет, наклеенный на стекло. При этом трафарет был одноразовым, и после пескоструйной обработки изделие погружали в воду, чтобы остатки трафарета отклеились от него. Девушки не успевали вырезать ножницами все новые и новые одноразовые трафареты.
И вот Гончаренко придумал сделать трафарет многоразовым из тонколистовой стали, в которой фигурные отверстия узора вырезать не ножницами, а лучом лазера на координатном столе установки СМ-600 с компьютерным управлением, разработанной на «Роторе» для обработки печатных плат. Вместо наклеивания мы прижимали стальной трафарет к поверхности листа стекла магнитным полем. Выключил электромагнит – и трафарет легко снимается с изделия и готов для следующего применения. Через один такой трафарет удавалось обработать до нескольких тысяч изделий. Представляете, насколько снизилась их себестоимость!
В.А. Гончаренко немедленно основал частную фирму «Стеклодекор» и начал ”заколачивать” большие деньги. Но он по натуре художник. Гнать серию одинаковых плоских стекол с матовыми рисунками на них для проходных дверей в квартирах ему было скучно. Поэтому он начал экспериментировать с нанесением на толстые стекла гравированных объемных рисунков пескоструйной обработкой через тот же стальной трафарет. Рисунки получались потрясающе красивыми, играли в стекле всеми цветами радуги, но работа над ними оказалась хлопотной и долгой, а изделия очень дорогими. К тому же пескоструйная обработка весьма пыльная и вредная для здоровья, хотя и ведется в вытяжном шкафу. Рабочим приходилось платить за вредность при сокращенном рабочем дне.
В те времена миллионеров на Украине было еще мало, а которые были - заботились о накоплении денег, а не об украшении своих жилищ предметами роскоши. И Гончаренко обанкротился, не найдя сбыта своим высокохудожественным дорогим изделиям.
За нашими работами внимательно наблюдал из соседнего отдела «Ротора» Василий Твердохлеб. Ему пришла в голову идея заменить при пескоструйной обработке струю воздуха струей воды для исключения пылеобразования. И он в 2000 г. сделал установку гидроабразивной резки тех же стекол и других материалов. И тоже основал свою частную фирму «Родень».
Гидроабразивную обработку изобрел отнюдь не Твердохлеб. Его бывший помощник Ю. Терещенко, теперь ставший его начальником и директором фирмы, при котором Твердохлеб лишь технический директор (метаморфоза стандартная), в своем преклонении перед Западом в недавнем интервью корреспондентам уверял, что первую в мире установку для гидроабразивной резки материалов сделали в начале 1970-годов американцы. А я вот вспоминаю, как еще в начале 1960 г. в новосибирском Институте гидродинамики академик Войцеховский демонстрировал гидропушку, которая струей воды прошибала кирпичи, а уже через несколько лет на некоторых шахтах СССР, в том числе в Донбассе, была внедрена гидроабразивная добыча угля, исключающая пылеобразование.
Установка Твердохлеба предназначалась первоначально только для вырезания на листах любого материала (хоть стекла, хоть металла, хоть пластмассы или мрамора) отверстий любых конфигураций и размеров. Например, тех же стальных трафаретов для Гончаренко вместо вырезания их более дорогим и менее производительным лазером. При этом гидроабразивный пистолет был укреплен вместо лазера на том же координатном столе, управляемым компьютером, запрограммированном на вырезание любых конфигураций.
Поначалу Твердохлеб использовал в качестве рабочей жидкости воду с речным песком. Потом заметил, что с повышением давления воды роль песка в ней уменьшается, и он перешел на резку материалов струей воды высокого давления с очень малым содержанием абразива.
Оказалось, что и многослойные материалы, например, обшивку самолета или космического корабля с утеплителем между листами металла струя чистой воды высокого давления режет ровно, без повреждения кромок слоя утеплителя. В отличие от других способов резки, резка водой не нагревает разрезаемый материал и не оказывает термических влияний на структуру разрезаемых сталей. Поэтому она очень приемлема для резки труб нефте- и газопроводов и разделки старых снарядов и других боеприпасов. Они при такой резке не нагреваются.
Установка черкасского ученого помогла голландцам поднять затонувший "Курск"
Прорезание спиралей в стали

Не быстро, но со временем установки и технология гидроабразивной резки фирмы «Родень» были запатентованы.
Звездный час этой технологии пришел во время подъема в 2001 г. со дна Баренцева моря затонувшей атомной подводной лодки «Курск».
Подъемные работы осуществляла по контракту с Россией голландская фирма «Маммут транспорт БВ». Было решено отрезать от подводной лодки ее носовую часть с торпедным отсеком, развороченную взрывом одной из торпед, и не трогать ее, пока не будет поднята основная часть. Голландская фирма решила осуществлять отрезку носовой части специальной цепной пилой, охватывающей корпус подлодки. Эта цепная пила была сделана по типу той, которая работает на бензопиле лесорубов.
Но при работе на дне моря эта пила сломалась и застряла в толще металла. Тогда голландцы откуда-то узнали о созданной в Черкассах мощной установке гидроабразивной резки, развивающей давление до 3000 бар при расходе воды через сопло до 22 литров в минуту, (нигде в мире другой такой не было), быстренько купили ее за бесценок, и привезли на свое водолазное судно «Майо», с борта которого осуществлялись водолазные работы на «Курске».
В.Г. Твердохлеб рассказывает, что он только настроил это оборудование на борту «Майо» и научил водолазов работать с ним. А сам под воду не спускался: он ведь не обучен водолазному делу. Операция по отрезанию носовой части «Курска» закончилась успешно, о чем был подписан международный протокол между Россией и голландской фирмой «Маммут транспорт БВ», в котором об участии Украины в этих работах даже не упоминалось.
Установка черкасского ученого помогла голландцам поднять затонувший "Курск"
Василий Твердохлеб

Спрашиваю Василия Григорьевича:
- Так что, тебя даже никаким орденом не наградили за это?
- Нет, отвечает, - вот только позже избрали академиком Российской Академии Естественных Наук (РАЕН). Так что теперь в Черкассах, кроме тебя, есть еще один академик РАЕН. Только никому не говори. И ничего не пиши про «Курск», не люблю шумихи…
01.08.2012 18:10

Автор: Академик РАЕН и Славяно-Арийской Академии Наук Украины Леонид Фоминский
Якщо знайшли помилку - повідомте нам, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter