Форбс: Почему Бондюэль не построил завод в Черкасском районе

Форбс: Почему Бондюэль не построил завод в Черкасском районе Приблизительно в эти дни, в начале декабря 2012 г., в Черкасской области должен был заработать завод одного из крупнейших в мире производителей консервированных овощей – французской группы Bonduelle. Мощное предприятие стоимостью в 40 млн евро планировалось для переработки ключевых для компании культур – кукурузы и горошка – как для украинского рынка, так и на экспорт.
Но сегодня на площадке в селе Худяки, где должно было разместиться предприятие, не заложен даже первый камень. И завода французского гиганта в нашей стране, скорее всего, не будет.
Покупка вместо стройки
Bonduelle получила разрешение на строительство предприятия в Черкасской области в конце 2010 г. Производственная площадка на украинском рынке, на котором Bonduelle лидирует, была частью стратегии группы. Собственные мощности, говорил глава представительства компании в Украине Милан Онгер, должны были обеспечить компании прирост доли рынка на 1% ежегодно.
К проекту в Украине компания готовилась со всей тщательностью. Получила в аренду участок площадью 1500 га, уладила все юридические формальности, создала строительную компанию-подрядчика и подписала с фермерами договоры на поставку продукции. Французы даже начали проводить тренинги для аграриев, чтобы добиться необходимой кондиции сдаваемых на переработку овощей.
Мощность предприятия должна была составить 90,8 млн условных банок в год. На втором этапе реализации проекта компания планировала запустить линию заморозки мощностью 15 000 тонн в год. Инвестиции в завод оценивались в 40 млн евро. Часть этой суммы должны были составить средства ЕБРР.
Однако планы остались планами. Местные власти подтверждают: реализация проекта Bonduelle на Черкасчине так и не началась. Окончательное это решение или временная отсрочка инвестиций, в Черкасской райадминистрации предпочитают не обсуждать. «Пока доподлинно можно сказать только одно – никаких работ компания не проводит, завод не строится», – сказал Леонид Котенко, заместитель главы районной государственной администрации по вопросам АПК, строительства и ЖКХ.
В украинском представительстве французской группы текущую ситуацию характеризуют как перенос проекта, но даже ориентировочные сроки начала строительства назвать не могут.
Украинский проект стремительно потерял привлекательность из-за активной экспансии группы на других рынках. «В 2012 г. группа Bonduelle купила 5 заводов в Европе и Америке, поэтому сроки реализации проекта строительства завода в Украине перенесены до полной интеграции новых заводов в группу», – неофициально рассказал Forbes.ua представитель компании. Любопытно, что один из пяти заводов, приобретенных компанией, «Кубанские консервы», расположен в России, откуда осуществляются в том числе и поставки в Украину.
Сейчас Bonduelle импортирует в Украину продукцию из России, Франции, Венгрии, Польши. В прошлом сезоне продажи компании в Украине выросли на 10%. «Каждый год мы запускаем новинки, на данный момент у нас более 40 SKU (stock keeping units, ассортиментных позиций) в консервированных овощах и 50 SKU в замороженных. В этом году мы вошли в категорию маринованных грибов и вывели на украинский рынок 4 SKU маринованных шампиньонов», – перечислил успехи представитель Bonduelle.
Учитывая, что и без собственного производства компания чувствует себя на украинском рынке неплохо, проект на Черкасчине, вполне вероятно, спустят на тормозах.
Заманить нечем
Показатели украинского рынка плодоовощной консервации вряд ли могут стимулировать инвестиционный бум. Стагнация продаж не стимулирует игроков к наращиваю объемов производства, а напротив, вынуждает производителей оптимизировать линейки и выходить в новые категории.
По данным основателя компании, председателя правления ГК «Верес» Андрея Родионцева, украинский рынок за минувший год просел на 3%. Рынок в России за этот же период вырос на 7-11%. Потенциала к росту в Украине игроки рынка не видят.
Наименее подвержены кризисным явлениям такие категории, как горошек, кукуруза, овощная икра, салаты и овощные закуски, однако эта стабильность лишь помогает поддерживать статус-кво, да и то не всегда. У компании «Чумак» отмечено падение продаж и по этим продуктам. В первом квартале 2012 г. продажи сократились до 20% в натуральном объеме. Выйти на сопоставимые с прошлым годом объемы компании удалось, лишь снизив цены на 15%.
«Плодоовощная консервация – уже давно не наше профильное направление», – отмечает основатель компании «Чумак» Йохан Боден. В подтверждение этих слов «Чумак» сужает ассортимент. От продаж томатов «черри» компания уже отказалась и распродает остатки. А кабачковую икру выпускают только под заказы торговых сетей.
При такой конъюнктуре украинским компаниям сложно сохранять оптимизм. Единственный позитив – усиление конкуренции с международным гигантом Bonduelle им тоже не грозит.
27.11.2012 13:45
Якщо знайшли помилку - повідомте нам, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter