Шановні користувачі!
Як ви вже помітили - зовнішній вигляд сайту змінено,
у зв'язку з цим всі читачі, які бажають коментувати матеріали сайту повинні
пройти повторну реєстрацію!
Особенно затруднено включение сельского хозяйства в систему регулирования, трудность связана с такими процессами как капитализм и кризис. Причиной является тот факт, что в каждой стране имеется несколько миллионов «самостоятельных» сельскохозяйственных предприятий. Дело еще более осложняется раздробленностью крестьянского землевладения.
Точно так же с очень большими трудностями было связано включение в «плановую» организацию военного хозяйства мелких ремесленных предприятий. Оно было осуществлено путем превращения ремесленников в зависимых, работающих для крупных фирм поставщиков отдельных деталей или же путем их экономического уничтожения вообще.
Из того факта, что плановое регулирование в капиталистических странах и его кризис носило чрезвычайный характер и предусматривалось только на время войны, следует, что к началу войны эти страны не обладали готовой организацией для планирования военного хозяйства. (Лишь Германия еще до возникновения войны заложила фундамент своей военно-хозяйственной организации.) Необходимые органы приходилось создавать в течение самой войны, от случая к случаю, по мере того как выявлялась угроза недостатка отдельных, необходимых для удовлетворения потребностей армии факторов. Функции этих органов переплетались между собой: приходилось создавать все новые и новые вышестоящие организации для координирования их деятельности и улаживания возникавших между ними конфликтов в вопросе о компетенции. Но и у этих вышестоящих организаций их функции часто переплетались, и вместо правильно построенной системы получалась сущая неразбериха.
В качестве примера капитализма и кризиса может служить хваленая страна «образцовой» организации — Германия.
«Регулирование» германского хозяйства в целях переключения его на военные рельсы началось вскоре после прихода Гитлера к власти. В 1934 г. регулирование было поручено министерству хозяйства во главе с Функом. В 1936 г. Геринг был назначен руководителем ведомства по проведению «четырехлетнего плана» подготовки к войне; Министерство хозяйства было подчинено этой организации. Фактически же обе организации работали параллельно, как это явствует из сопоставления издававшихся ими распоряжений. Начиная с 1940 г. функционировала третья организация по «регулированию» всей хозяйственной жизни страны, а именно—«Министерство вооружения и боеприпасов». С обострением военного и экономического положения, а именно большое влияние оказывал кризис, этот орган приобретал все более решающее значение: начиная с осени 1943 г. координация деятельности всех военно-хозяйственных организаций была возложена на Министерство вооружения и боеприпасов, во главе которого был поставлен Шпеер. Задача Министерства хозяйства была ограничена снабжением гражданского населения промышленными товарами. Но так как в распоряжении этого министерства имелось только то, что не нужно было для армии, роль его была совершенно ничтожна. Формально Шпеер был подчинен Герингу. Четвертая — военная организация — занималась ограблением оккупированных стран.
Кроме того, существовали организации, охватывавшие своей деятельностью отдельные отрасли промышленности и фактически являвшиеся для них картелями, обладавшими государственными средствами принуждения. К числу таких организаций, характеризующиеся как капитализм и кризис относились: Имперское объединение по углю/ Имперское объединение по железу и стали и т. д. Они имели право закрывать отдельные предприятия, самостоятельно распределять изготовляемые материалы. Таким образом, власть над промышленностью полностью переходила в руки крупнейших монополий соответствующих отраслей промышленности.
Наряду с этими организациями отдельных отраслей промышленности существовали организации, которые должны были решать различные общие вопросы, касавшиеся всех отраслей производства в общеимперском масштабе: например, Бюро по установлению цен и контролю над ними, Управление по снабжению сырьем, по электроэнергии, Имперское бюро труда и т. д. Пределы компетенции этих различных организаций не были строго разграничены и во многих отношениях переплетались между собой.
С подлинно немецкой аккуратностью все решительно учитывалось, организовывалось, унифицировалось. Во время кризиса на каждое предприятие обрушивался поток многих тысяч часто противоречивых распоряжений. Даже фашистская печать вынуждена была выступить против такой «чрезмерной организации»; впрочем, выступления эти не дали никаких результатов.
24.07.2013 09:51
Якщо знайшли помилку - повідомте нам, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter